МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА П. КУРОРТ-ДАРАСУН"
673314, Забайкальский край,Карымский район, п.Курорт -Дарасун,ул.Дорожная,25 8(30234)50261

Функциональная грамотность

Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Виды функциональной грамотности.

  1. Читательская грамотность
  2. Математическая грамотность
  3. Естественнонаучная грамотность
  4. Финансовая грамотность
  5. Глобальные компетенции
  6. Креативное мышление

ПОЧЕМУ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ СЕЙЧАС СТАЛА ОДНОЙ ИЗ ГЛАВНЫХ ТЕМ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ?

Современный мир стал гораздо сложнее, чем был двадцать лет назад, а тем более тридцать лет назад. Эти сложности требуют особого подхода в педагогике. Это связано с появлением новых технологий, новых профессий, сфер экономики и с социально-психологическими изменениями самого человека. Окружающий мир больше не аналого-текстологический, ему на смену пришел визуально-цифровой – и это требует расширения и переосмысления понятия «функциональная грамотность».

Национальный проект образование, поставил две важные существенные задачи:

1) обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение в десятку ведущих стран мира по качеству образования;

2) воспитание гармонично развитой социальноответственной личности. Причем эти две задачи выстроены не в иерархии, они ценны в равнозначной степени.

Как переориентировать учебный процесс на эффективное овладение функциональной грамотностью?

  1. Повышение уровня функциональной грамотности российских учащихся может быть обеспечено успешной реализацией Федерального государственного образовательного стандарта, за счет достижения планируемых предметных, метапредметных и личностных результатов.
  2. Важно, чтобы в учебной деятельности был реализован комплексный системно-деятельностный подход, чтобы процесс обучения шел как процесс решения учащимися различных классов учебно-познавательных и учебно-практических задач, задач на применение или перенос тех знаний и тех умений, которые формирует учитель
  3. Каждый учитель должен проанализировать систему заданий, которые он планирует использовать в учебном процессе. Он должен помнить, что результат его работы заложен им в тех материалах, с которыми он пришел на урок, и теми материалами, с которыми дети работают дома. Нужно понять: Какие задания работают на формирование функциональной грамотности? Сколько таких заданий в учебниках и задачниках, по которым работает учитель? Достаточно ли их количества для формирования прочного уровня функциональной грамотности?

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ И ОЦЕНИВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Организационной основой работы по формированию и оцениванию функциональной грамотности являются распорядительные документы федерального, регионального и муниципального уровня.

БАЗЫ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

Банк заданий

Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) представлен по шести направлениям: математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, читательская грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление.

В материалах по каждому направлению функциональной грамотности содержатся файлы со списком открытых заданий, которые разработаны в ходе проекта, сами задания, характеристики заданий и система оценивания, а также методические комментарии к заданиям.

Банк открытых заданий состоит из материалов, которые прошли камерную апробацию в ходе когнитивных лабораторий, а также массовую апробацию в 24 регионах Российской Федерации в 2018/2019 учебном году (задания для 5 и 7 классов) и в рамках дистанционного обучения в Московской области при проведении региональных диагностических работ в 2019/2020 учебном году (задания для 6, 8 и 9 классов).

Часть заданий открытого банка представлена на платформе Российская электронная школа. Кроме Российской электронной школы задания для формирования и контроля функциональной грамотности можно найти на сайтах ФИПИ, ФИОКО, Институт стратегии и развития образования.

На сайте ФИПИ есть раздел Банк заданий для оценки естественно-научной грамотности. На нем представлено 54 задания для 9-х классов, 40 заданий для 8-х классов и45 заданий для 7-х классов.

На сайте ФИОКО представлены открытые задания PISA.

Большое число пособий по формированию функциональной грамотности предлагает издательство «Просвещение». Это серии книг «Функциональная грамотность. Учимся для жизни», «Функциональная грамотность. Тренажеры» и электронный банк заданий по функциональной грамотности.

ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ (ЗАДАНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ)

Задания, используемые в рамках мониторинга функциональной грамотности, объединяют в себе три области: содержательную, контекстную и компетентностную.

Содержательная область определятся видом функциональной грамотности или разделом учебной дисциплины.

Грамотность Содержательная область
Читательская Типы и форматы текста
Математическая Разделы математики
Естественнонаучная Естественнонаучные предметы, методология
Финансовая Деньги и финансы, управление, риски и выгоды
Креативное мышление Самовыражение, решение проблем

Контекстная областьобеспечивает погружение ученика в ситуацию, связанную с окружающим миром

Грамотность Контекст
Читательская Ситуации функционирования текста
Математическая Мир индивидуума, социума, образования и науки
Естественнонаучная Здоровье, ресурсы, среда, связь науки и технологии
Финансовая Образование и работа, семья, личные траты, досуг, общество
Креативное мышление Образование, быт, наука и технология, культура,

социум

Компетентностная область обеспечивает погружение ученика в ситуацию, связанную с окружающим миром

Грамотность Компетенция
Читательская Работать с информацией:

— находить и извлекать

— осмысливать и оценивать

— интерпретировать

Математическая Формулировать, применять, интегрировать и оценивать результаты с позиции математики и реальной проблемы
Естественнонаучная Давать научные объяснения

Применять естественно-научные методы исследования

Интерпретировать данные

Делать выводы

Финансовая Работать с финансовой информацией

Выявление, анализ и оценка проблемы

Применение и понимание

Креативное мышление Выдвижение, оценка и доработка идеи

Анализ заданий (работа с аудиторией)

Определите

1)    Вид функциональной грамотности

2)    Содержательную область

3)    Контекст

4)    Компетентность / компетентности

Заключение: функциональная грамотность ученика – это цель и результат образования. Формирование функциональной грамотности – обязательное условие работы учителя. Эту задачу мы должны решать независимо от планов и мониторингов вышестоящих организаций, преодолевая сложности и риски, радуясь успехам. Решения, которые мы принимаем в этом направлении, не должны быть скоропалительными. Работа должна быть хорошо продумана, тщательно спланирована, проводиться системно, а не «по запросу», должна быть возможность оценивания результатов во времени. А в итоге, ребёнок должен обладать: готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи, способностью строить социальные отношения, совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремлением к дальнейшему образованию».
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

НОКО

Национальная электронная библиотека

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Государственная итоговая аттестация

Всероссийская олимпиада школьников

Фотогалерея

Школьный автобус

Контакты

Школьное питание

Здоровье