Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Виды функциональной грамотности.
- Читательская грамотность
- Математическая грамотность
- Естественнонаучная грамотность
- Финансовая грамотность
- Глобальные компетенции
- Креативное мышление
ПОЧЕМУ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ СЕЙЧАС СТАЛА ОДНОЙ ИЗ ГЛАВНЫХ ТЕМ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ?
Современный мир стал гораздо сложнее, чем был двадцать лет назад, а тем более тридцать лет назад. Эти сложности требуют особого подхода в педагогике. Это связано с появлением новых технологий, новых профессий, сфер экономики и с социально-психологическими изменениями самого человека. Окружающий мир больше не аналого-текстологический, ему на смену пришел визуально-цифровой – и это требует расширения и переосмысления понятия «функциональная грамотность».
Национальный проект образование, поставил две важные существенные задачи:
1) обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение в десятку ведущих стран мира по качеству образования;
2) воспитание гармонично развитой социальноответственной личности. Причем эти две задачи выстроены не в иерархии, они ценны в равнозначной степени.
Как переориентировать учебный процесс на эффективное овладение функциональной грамотностью?
- Повышение уровня функциональной грамотности российских учащихся может быть обеспечено успешной реализацией Федерального государственного образовательного стандарта, за счет достижения планируемых предметных, метапредметных и личностных результатов.
- Важно, чтобы в учебной деятельности был реализован комплексный системно-деятельностный подход, чтобы процесс обучения шел как процесс решения учащимися различных классов учебно-познавательных и учебно-практических задач, задач на применение или перенос тех знаний и тех умений, которые формирует учитель
- Каждый учитель должен проанализировать систему заданий, которые он планирует использовать в учебном процессе. Он должен помнить, что результат его работы заложен им в тех материалах, с которыми он пришел на урок, и теми материалами, с которыми дети работают дома. Нужно понять: Какие задания работают на формирование функциональной грамотности? Сколько таких заданий в учебниках и задачниках, по которым работает учитель? Достаточно ли их количества для формирования прочного уровня функциональной грамотности?
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ И ОЦЕНИВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Организационной основой работы по формированию и оцениванию функциональной грамотности являются распорядительные документы федерального, регионального и муниципального уровня.
- Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 26 января 2021 г. N ТВ-94/04 «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»
- Письмо Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования от 14.09.2021 № 03–1510«Об организации работы по повышению функциональной грамотности»
- Письмо Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования от 17.09.2021 № 03–1526 «О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности»
- Приказ Министерства образования и науки Забайкальского края от 20.09.2021г №885 «Об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций в Забайкальском крае на 2021-2022 уч.год»
- Приказ Комитета образования администрации муниципального района «Карымский район» от 12 ноября 2021г. №187 «Об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций в Карымском районе на 2021-2022 уч.год»
- Приказ МОУ СОШ п.Курорт-Дарасун от 13 января 2022г №4 «О назначении школьного координатора по вопросам формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся»
- Приказ МОУ СОШ п.Курорт-Дарасун от 13 января 2022г.№5 «О разработке плана мероприятий, направленных на повышение функциональной грамотности обучающихся».
БАЗЫ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
Банк заданий
Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) представлен по шести направлениям: математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, читательская грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление.
В материалах по каждому направлению функциональной грамотности содержатся файлы со списком открытых заданий, которые разработаны в ходе проекта, сами задания, характеристики заданий и система оценивания, а также методические комментарии к заданиям.
Банк открытых заданий состоит из материалов, которые прошли камерную апробацию в ходе когнитивных лабораторий, а также массовую апробацию в 24 регионах Российской Федерации в 2018/2019 учебном году (задания для 5 и 7 классов) и в рамках дистанционного обучения в Московской области при проведении региональных диагностических работ в 2019/2020 учебном году (задания для 6, 8 и 9 классов).
Часть заданий открытого банка представлена на платформе Российская электронная школа. Кроме Российской электронной школы задания для формирования и контроля функциональной грамотности можно найти на сайтах ФИПИ, ФИОКО, Институт стратегии и развития образования.
На сайте ФИПИ есть раздел Банк заданий для оценки естественно-научной грамотности. На нем представлено 54 задания для 9-х классов, 40 заданий для 8-х классов и45 заданий для 7-х классов.
На сайте ФИОКО представлены открытые задания PISA.
Большое число пособий по формированию функциональной грамотности предлагает издательство «Просвещение». Это серии книг «Функциональная грамотность. Учимся для жизни», «Функциональная грамотность. Тренажеры» и электронный банк заданий по функциональной грамотности.
ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ (ЗАДАНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ)
Задания, используемые в рамках мониторинга функциональной грамотности, объединяют в себе три области: содержательную, контекстную и компетентностную.
Содержательная область определятся видом функциональной грамотности или разделом учебной дисциплины.
Грамотность | Содержательная область |
Читательская | Типы и форматы текста |
Математическая | Разделы математики |
Естественнонаучная | Естественнонаучные предметы, методология |
Финансовая | Деньги и финансы, управление, риски и выгоды |
Креативное мышление | Самовыражение, решение проблем |
Контекстная областьобеспечивает погружение ученика в ситуацию, связанную с окружающим миром
Грамотность | Контекст |
Читательская | Ситуации функционирования текста |
Математическая | Мир индивидуума, социума, образования и науки |
Естественнонаучная | Здоровье, ресурсы, среда, связь науки и технологии |
Финансовая | Образование и работа, семья, личные траты, досуг, общество |
Креативное мышление | Образование, быт, наука и технология, культура,
социум |
Компетентностная область обеспечивает погружение ученика в ситуацию, связанную с окружающим миром
Грамотность | Компетенция |
Читательская | Работать с информацией:
— находить и извлекать — осмысливать и оценивать — интерпретировать |
Математическая | Формулировать, применять, интегрировать и оценивать результаты с позиции математики и реальной проблемы |
Естественнонаучная | Давать научные объяснения
Применять естественно-научные методы исследования Интерпретировать данные Делать выводы |
Финансовая | Работать с финансовой информацией
Выявление, анализ и оценка проблемы Применение и понимание |
Креативное мышление | Выдвижение, оценка и доработка идеи |
Анализ заданий (работа с аудиторией)
Определите
1) Вид функциональной грамотности
2) Содержательную область
3) Контекст
4) Компетентность / компетентности